Финансовые инструменты обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования
О проекте
В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации в 2020 году выполняется исследовательский проект «Финансовые инструменты обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования», в выполнении которого участвуют сотрудники Института онлайн-образования.
Цель проекта
Формирование финансового инструментария, необходимого для обеспечения глобальной конкурентоспособности российских университетов
Поиск корреляции позиции вуза в рейтинге и специфики финансового обеспечения деятельности университета
Задачи проекта
Выявление тенденций финансового обеспечения высшего образования в странах и регионах мира
Анализ успешных кейсов зарубежных и российских вузов, успешно реализующих продвижение в мировых рейтингах QS, THE и RAEX
Оценка трендов конкуренции и установление корреляции между положением университета в рейтинге и финансовым обеспечением образовательной организации
Исследование структуры источников финансирования и направлений расходования средств репрезентативной выборки российских университетов
Описание
В результате проведенного исследования сделана оценка трендов конкуренции, установлено, что реализация качественных государственных программ действительно оказывает позитивное влияние на развитие вузов, получивших поддержку, и рост уровня их международного признания. Но прямая зависимость повышения уровня глобальной конкурентоспособности вузов от государственных инициатив дополнительной финансовой поддержки высшего образования отсутствует.
Основными источниками финансирования образовательной деятельности (по объему) в мире являются бюджетные ассигнования, поступления от оказания платных образовательных услуг и услуг, сопутствующих образовательному процессу, финансирование, полученное от компаний, пожертвования, спонсорская помощь, именные профессорские позиции и другие формы невозвратных инвестиций компаний и частных лиц в образование, а также система ваучеров и других механизмов государственной поддержки получения платного образования (в России примерами таких механизмов могут служить материнский капитал и налоговый вычет), образовательные кредиты обучающихся.
В целях обоснования лучших практик российских и зарубежных вузов, успешно реализующих продвижение в мировых рейтингах (QS, THE, RAEX), проанализирована динамика продвижения в трех рейтингах 15-ти российских университетов из числа участников проекта «5-100» и 8-ми зарубежных университетов. Проведен расчет эффективности вложений на продвижение на 1 позицию на примере рейтингов QS и THE.
Разработана корреляционно-регрессионная модель оценки соответствия позиции в рейтингах и финансового обеспечения на материалах 272-х университетов Африки, Азии, Европы, Латинской Америки, Северной Америки, Океании и России. В результате показано, что продвижение университета в национальных и международных рейтингах обусловлено не объемами финансирования университета, а применяемым механизмом финансирования. На позиции университетов в мировых рейтингах существенно влияет изменение объема расходов на реализацию образовательных программ (обновление материально-технической базы процесса обучения, кампуса и общежитий, дополнительное материальное стимулирование ППС и другие меры положительно влияют на рейтинг).
Участниками проекта разработана матрица барьеров и драйверов обеспечения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования, сформирована линейка финансовых инструментов для роста позиций в национальных и мировых рейтингах.
Руководитель проекта
Каменева Е.А.
доктор экономических наук, профессор
Проректор по учебной и методической работе
ИНСТИТУТ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
123995,г. Москва, ул. Олеко Дундича, дом 23
(ст. метро «Филевский парк», посл. вагон, 300 м пешком).

По всем вопросам обращаться по
По телефону: +7 (499) 146-01-42
На почту: dofa@fa.ru
Время работы: пн-пт 09:00-18:00